понедельник, 11 октября 2010 г.

Дуглас Коупленд: Введение в ближайшее 10-летие для радикального пессимиста

Дуглас Коупленд режет правду-матку на тему общества недалекого будущего - и это, друзья, великолепный пример всего того, о чем недавно писал Чарльз Стросс. Но знаете, если закрыть глаза на желчное брюзжание (местами оно присутствует, да), то в сухом остатке получается сборник весьма вменяемых, провокативных и небанальных предположений о ближнем будущем - и, как и обещает заголовок, совсем без слащавой чуши! Господи, какая прелесть! Я тут кое-что переписал, что мне особенно понравилось.

Дальше будет только хуже. Лифт едет исключительно вниз. Единственная надежда - в какой-то момент лифт остановится.

Будущее не будет похоже на яркую картинку. Оно будет странным, неуютным и бесконтрольным, потому что слишком многое меняется за слишком короткое время. Будущее окажется совершенно чуждым из-за своей непредсказуемости. Если будущее не кажется непредсказуемым, то дела совсем дрянь.

Будущее наступит. Вне зависимости от того, что мы делаем или не делаем, оно наступит, и даже быстрее, чем это кажется сейчас. Придет следующее поколение торжествующих технологий, и неважно, кто, когда и где изобретет и внедрит их. Единственный неизвестный фактор - это скорость, с которой будут появляться новые технологии. Этот технологический детерминизм, связанный с постоянным ежедневным ожиданием эпохальных технологических перемен, и станет визитной карточкой нового десятилетия.

Среднему классу конец. Он больше никогда не вернется. Помните турагентов? Помните, как их будто смело в одночасье? Туда же, вслед за агентами, в эту пожирающую профессии дыру отправятся специальности, которые определяли лицо среднего класса - отправятся, чтобы не вернуться. Тем не менее, еще достаточно долго многие люди будут ассоциировать себя с тем, что раньше называлось "средним классом". Встречайте новый монокласс!

Розничные магазины станут похожи на мексиканские аптеки. Знаете, как устроены аптеки в Мексике? Там все товары выставлены за обширной стеклянной витриной. Чтобы приобрести зубную щетку, вы указываете на неё специальному сотруднику аптеки, а тот идет и снимает товар с витрины. Не очень-то эффективно, но позволит хоть как-то занять огромную армию безработных.

Переезжайте поближе к метро. В мире с безумными ценами на нефть это единственный вид недвижимости, цена которого останется на прежнем уровне, а может, даже и вырастет.

Пригороды обречены, в особенности все эти городки калифорнийского типа. Повсеместно распространятся охраняемые закрытые жилые сообщества, а на обугленных остовах бывших жилищ "белых воротничков" расцветут банды, нелегалы, всевозможные странные и жутковатые человеческие коммуны.

Точно так же, как нет пути назад к более слабому и медленному компьютеру, нет пути назад к менее коммуникативному состоянию человека.

Наслаждайтесь свежим листиком салата, когда сможете. И вообще всем, что можно привезти на грузовике. Что до овощей, привыкайте к консервам. Вареньям. Всяким соленьям и маринадам.

Скоро появится нечто умнее нас. Спасибо алгоритмам и распределенным вычислениям.

Вы как индивидуальность станете частью облака данных, которое покрывает планету наряду с атмосферой. Сложно сказать, как другие люди станут воспринимать вас как физическую личность, но точно то, что ваша фантомная информационная составляющая будет предоставлять гораздо больше информации: ваши потребительские предпочтения, записи и комментарии в блогах, появления в общественных CCTV-камерах - всё это в совокупности служит для создания виртуального существа, которое вы можете даже не узнать, не то, что полюбить.

Вы сами себя убьете, пытаясь быть индивидуальностью. Вы станете незначащей засечкой на поясе Интернета. Не пытайтесь впасть в заблуждение, что вы - романтично настроенный одинокий молодой человек. Вы - лишь узел сети. Спасения нет.

Незахороненные свалки отходов станут источниками артефактов 20-го века, которые заполонят рынок.

Ваше ощущение времени продолжит рваться на кусочки. Годы будут пролетать как часы.

Станет гораздо проще объяснить, почему вы такой, какой есть. Значительная часть из того, что мы называем "личностью", будет объяснена структурой и химическими реакциями мозга.

Музыкальные вкусы потеряют все возрастные границы.

Люди окончательно перестанут заботиться о том, как они выглядят в глазах окружающих. Число субкультур, к которым возможно себя причислить, станет практически бесконечным. 40 лет назад были спортсмены и ботаны. Сейчас - готы, эмо, панки, гики. Завтра - невероятное количество.

Дураки будут править миром, но только до тех пор, пока их не сменят ещё большие дураки.

Знать всё станет скучно. Помните, как бывало раньше: вечером за изысканным столом неспешно идет элегантный разговор, о том, жив ли еще Джоуи Бишоп или как назывался тот японский фильм, что вы смотрели в 1997 году. А теперь вы знаете все ответы, и ужинаете молча.

Повышенная криминализация широких народных масс, совместно с триумфом шоппинга как доминирующей социальной активности, создадут мир, в котором люди либо сидят, либо покупают - а зачастую и делают это одновременно.

Мы примем как очевидную правду, что всё это мы создали себе сами.